Зачем сайту нужны ЧПУ URL?

Зачем сайту нужны ЧПУ URL?

ЧПУ URL, они же ЧПУ-ссылки, семантические URL, Search Engine Friendly URL, человекопонятные урлы – это простой, понятный формат написания страничных адресов на сайте. ЧПУ напрямую влияют на продвижение ресурса, а потому требуют серьезного отношения. Рассказываем, зачем сайту friendly URL, какие ЧПУ-ссылки существуют и как грамотно их генерировать.

Создавая новые страницы на сайте, система управления контентом автоматически присваивает им адреса, в итоге он может быть примерно  таким, text.php?id=3557. Эти трудночитаемые комбинации символов непонятны обычному человеку, пытающемуся найти конкретную информацию в поисковике. Увидев такую абракадабру, читатель скорее всего не захочет заходить на сайт, опасаясь вируса или еще каких-то неприятностей.

Какой вид имеют урлы, понятные человеку? Вот пример из нашего сайта: https://expans.ua/blog/veb-marketing-i-seo-protiv-koronavirusa/. Из ссылки становится сразу ясно: статья о том, что может веб-маркетинг и SEO противопоставить коронавирусу. Если все ясно и понятно, то читателю приятно переходить на сайт и оставаться там подольше.

Значение ЧПУ для ресурсов

Дружелюбные ссылки – это составляющая контента высокого качества, бережного отношения к посетителям. Грамотно сгенерированные ЧПУ дают площадке весомые преимущества:

  • Повышение ранжирования сайта.
  • Увеличение трафика.
  • Ускорение индексации сайта.
  • Формирование удобной навигации благодаря упоминанию разделов в ссылках.

Человекопонятные урлы просто вводятся, запоминаются, произносятся для печати с голосовой начитки. Ими пользователи с удовольствием делятся с другими людьми, письменно и устно, тем самым бесплатно рекламируют контент и саму платформу.

Основные правила создания ЧПУ

Генерировать ЧПУ-адреса страниц необходимо сразу, пока площадка молодая и неизвестная и только наполняется контентом. Если переделывать урлы на человекопонятные на популярном ресурсе, то это влечет за собой две проблемы. Первая: страницы на какое-то время удаляются из поисковой выдачи, поскольку проводится повторная индексация. Вторая: переходы с внешних площадок по старым ссылкам станут невозможными, а значит, часть трафика потеряется. Поэтому при острой необходимости переделать URL на уже рабочей, раскрученной платформе придется настроить редиректы со старых ссылок на новые.

Основные правила, на которые нужно опираться при составлении правильных, то есть дружелюбных урлов:

  • В конструкцию «вшивать» ключевые слова. Нужно, чтобы адрес стал еще заметнее в выдаче и пользователь сразу понял, то ли это, что он ищет. Как это сделать? Просто: делайте ключи частью названий страниц или называйте сами страницы по списку ваших ключей. Предположим, есть интернет-магазин молочной продукции. А люди в поиске сыров, значит, страницу можно так и назвать shop.ru/catalog/syry. А еще люди в поиске мягких сыров, значит, нужно назвать категорию этой разновидностью shop.ru/myagkie-syry.
  • Краткость – залог успеха. Дело не в фильтрах поисковых роботов или CMS, а в здравом смысле. Например, есть материал «Как готовить голубцы без свино-говяжьего фарша». Можно сделать ссылку формата mycooking.ru/recepty/vegan/kak-gotovit-golubcy-bez-svino-govyazhego-farsha.html. Можно, но не стоит. Чрезмерно растянутый адрес плохо воспринимается визуально и на слух его передать тоже практически невозможно. В коротком виде mycooking.ru/recepty/vegan/golubcy.html тоже будет все понятно и без лишних слов. Длинные урлы обрезаются, например, при вставке в посты соцсетей и становятся еще более непонятными, чем если бы они были абстрактными буквенно-цифровыми наборами. При создании ЧПУ url лучше ограничиться 90 символами, в которые поместить конкретный адрес конкретной страницы. Желательно не углубляться в подподкатегории, тем более если они нужны исключительно для иерархической организации.
  • Пробелы – под запретом. Поисковики не воспринимают пробелы в подобных конструкциях, но это не значит, что ссылка должна быть сплошной, литой, без каких-либо инструментов разделения. Можно и нужно делать разделение между словами в ссылке дефисом (-) или нижним подчеркиванием (_). Например: kiev-i-moskva-nakonec-dogovorilis или kiev_i_moskva_nakonec_dogovorilis. Важно также, чтобы по всему сайту был использован один способ разделения – для единообразного оформления.
  • Каждому файлу – по ЧПУ. Да, названия файлов изображений, аудио, видео, документов – внутреннее дело сайта. НО! Анализ содержания файла, осуществляемый роботами поисковиков, касается тематики самой страницы, обрамляющего текста, ALT-атрибута, метаданных и названия. То есть скорость индексации и ранжирование контента во многом зависит от того, понравится ли роботу содержание. Отсюда следует: чем понятнее имя у файла, тем лояльнее к нему поисковик. То есть иллюстрация, названная yozhiki_smeyutsya, ему понравится больше, чем сухо и пространно озаглавленная DSCN746.

А вот чего точно делать нельзя, составляя ЧПУ-ссылки:

  • применять слишком сложные слова, обороты, аббревиатуры (не «nii», а «nauchno-issledovatelskij-institut»);
  • вводить дополнительные значения типа красный-цвет, материал-натуральная кожа – здесь слова «цвет» и «материал» лишние;
  • смешивать в одном урле латиницу, кириллицу и транслит – так получается то ли шарада, то ли ошибка сайта (о типах урлов мы еще поговорим ниже);
  • использовать символы ! % ( ) ” ‘.

Структура и шаблоны человекопонятных урлов

Структура friendly URL бывает разной, и зависит она от нескольких факторов: системы управления содержимым, структурных особенностей и тематики ресурса. Но существуют самые распространенные, устоявшиеся шаблоны дружелюбных ссылок:

  • Прямые. Это короткие, ясные формулировки имен. В таком виде оформляют ссылки на веб-страницы с общими сведениями: о компании, доставке, услугах и т.п. Пример: https://expans.ua/o-kompanii/.
  • Прямые + расширение .html. Чаще всего применяются для статических страниц: отзывов, страниц с контактами. Пример: shop.ru/kontakty.html.
  • Шаблон /категория/подкатегория/ страница. Это хороший вариант для интернет-магазина, блоговых статей. Пример: shop.ru/syry/myagkie-syry/bri или https://expans.ua/blog/kak-pravilno-sdelat-kartu-sajta/.
  • Шаблон /год/месяц/день/сама страница.html. Незаменим, когда число создания материала имеет решающее значение. Например: ukraine/2013/10/21/za-chto-vstal-evromaydan.html.

Если урлы созданы в соответствии с правилами простоты и дружелюбности, по общепринятым шаблонам, то пользователи легко находят искомую информацию. А еще ЧПУ-ссылками чаще делятся в социальных сетях, на форумах, собственных сайтах.

Разновидности friendly URL

По способу начертания человекопонятные урлы делят на три вида:

  1. Кириллица – русские слова. Веб-страница с именем “искусственные елки” будет иметь кириллический урл «искусственные-елки». Да, ссылки в таком виде удобны для рунета: поисковик подсвечивает ключевые слова в них и они максимально информативны для русскоязычных. Однако есть существенное НО: при копировании УРЛа на кириллице из браузера и вставке он кодируется в Punycode и трансформируется в хаотичный перечень бессмысленных символов.
  2. Латиница – английские слова. Веб-страница “классические кухни” будет на латинице «classic-kitchen». Латинское начертание хорошо распознается всеми поисковыми алгоритмами и многими пользователями, если урл включает короткие фразы, слова вроде shop, company, blog и т.п. Но если УРЛ достаточно длинный, типа venice-flooded-as-new-8-billion-dam-system-fails-to-activate, то вряд ли его поймет среднестатистический не англоговорящий человек. Поэтому в рунете ЧПУ на латинице чаще используют в коротком виде и на статических страницах (например, страница «Новости» называется «News» вместо «Novosti»). А вот в длинном виде они актуальны для площадок, рассчитанных на англоговорящую аудиторию.
  3. Транслит – русские слова, написанные латиницей. Если страница называется “твердые сыры”, то транслитом будет «tverdye-syry». Транслит – лучший вариант написания ЧПУ для статей, категорий и подкатегорий по нескольким причинам. Во-первых, как уже было сказано, латиница принимается всеми поисковиками, а потому риск возникновения ошибок минимален. Во-вторых, посетитель быстро и хорошо понимает написанное. В регионах, где английский не ведущий, транслит получает приоритет в выдаче.

Особенности настройки ЧПУ URL

Сразу стоит сказать, что если площадка сделана не через CMS, то человекопонятные урлы для каждой страницы ресурса придется писать вручную. А вот CMS жизнь в этом смысле упрощают – на них можно провести автоматическую оптимизацию адресов через специальные плагины. Для программы WordPress – это WP-Translitera, Cyr-to-Lat reloaded.

Рассказываем вкратце, как провести настройку транслитерации ЧПУ в движке WordPress:

  • Скачайте, установите плагин Cyr-to-Lat reloaded.
  • Зайдите в «Настройки», пометьте галочкой категорию «Постоянные ссылки».
  • Укажите тип адреса в «Название страницы». Здесь нужно будет выбрать из предложенных структур или задать свою через «Произвольная структура». Это и будет как раз дружелюбная ссылка.
  • Сохраните изменения. После таких манипуляций все ЧПУ будут генерироваться в автоматическом режиме для всех вновь созданных страниц.
  • Зайдите в меню «Плагины».
  • Выберите пункт «Добавить новый», найдите CyrToLat, нажмите «Установить»-«Активировать». Теперь все веб-страницы поменяют URL на транслит, и названия новых будут писаться так же.

Преимущества и недостатки работы с человекопонятными ссылками

Итак, подытожим и кратко перечислим плюсы внедрения дружественных ссылок на площадку:

  • Посетители быстро находят нужные материалы и осваивают структуру площадки.
  • Адреса легко запоминаются, а значит, аудитория не только чаще посещает эти страницы, но и делится ими.
  • Для просмотра похожих статей достаточно зайти в категорию, объединяющую их. А для этого всего лишь нужно стереть крайний участок ссылки.
  • Поисковики расценивают семантические урлы как уважение к аудитории, потому улучшают позицию сайта в выдаче.
  • «Вшитые» ключевые слова работают на раскрутку площадки, при этом на странице не будет переспама.

Минус в использовании ЧПУ один: если на сайте нет CMS, то адреса придется сочинять и прописывать в ручном режиме. Точно так же вручную нужно будет проводить транслитерацию. Все эти действия занимают много времени. Но этот недостаток условный.

Владислав Скляр
Сооснователь агентства и технический директор EXPANS. Развивает и улучшает технологию, разрабатывает и корректирует стратегии, с помощью которых компания приводит клиентов к результату.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Telegram

Viber

Messenger

Зв'яжіться з нами онлайн
Закрити