В статье расскажем, как собирать семантику для сайтов: получать маркеры, кластеризовать и чистить запросы. Рассмотрим особенности подбора ключевых фраз для контекстной рекламы. В конце представим список лучших сервисов для SEO-специалистов.
Сбор и кластеризация семантического ядра – важный этап SEO-продвижения. Это основа, на которой будет строиться поисковая оптимизация ресурса. От того, насколько правильно собрана семантика, зависит успех раскрутки сайта в сети. Перед тем как рассказать о правилах сбора, разберёмся, что из себя представляет семантическое ядро.
Семантическое ядро (СЯ) – это список ключевых слов и фраз, по которым ресурс будет продвигаться в поисковой системе. Ключевики должны отражать тематику проекта и соответствовать потребностям пользователей. Именно по ним аудитория будет находить сайт в интернете, а роботы Google – «видеть» и ранжировать ресурс в поисковой системе.
Ключевые фразы распределяют по веб-страницам проекта. Включают в title, description, заголовки, описание изображений, создают под них контент. Ещё их прописывают в анкорах внутренних и внешних ссылок, используют в объявлениях контекстной рекламы.
Есть два подхода к формированию семантического ядра. В первом случае сначала собираются поисковые запросы, затем на их основе создаётся структура сайта. Таким образом, семантика полностью определяет архитектуру интернет-площадки. Во втором случае предварительно планируется структура ресурса, затем ключевики распределяются по готовому каркасу. Здесь при необходимости можно корректировать разделы, добавлять и удалять страницы. Оба способа допустимы. И в том, и в другом случаем работу начинают с подбора маркеров.
Маркеры – базовые слова и словосочетания, которые наиболее точно отражают тематику проекта. Обычно это заголовки страниц, статей, карточек товара. Так, маркерами магазина женской одежды будут: «платье», «платье вечернее», «офисные платья», «лонгсливы» и т.д. Таких фраз может быть сотни и тысячи, необходимо найти их все. Вот инструкция как это сделать:
- Получите список всех заголовков сайта. Вручную это выполнить непросто, особенно если ресурс большой. Рекомендуем использовать специальные сервисы – программы «пауки», например, Screaming Frog или Netpeak Spider. Они автоматически сгенерируют список заголовков H1 и адреса их страниц. Всё это можно будет экспортировать в Excel или Google таблицы. URL и заголовок держите в связке, чтобы не запутаться.
- Скорректируйте список. Проверьте, нет ли дублей, смысловых ошибок. Иногда в одном заголовке можно обнаружить разные интенты, например, «Ноутбуки и планшеты» в магазине техники. Но пользователи так не ищут, поэтому их необходимо разделить и создать два отдельных раздела: «Ноутбуки» и «Планшеты».
- Расширьте список. Важно составить максимально широкое СЯ и постараться охватить все запросы пользователей. Если что-то не учесть, то можно потерять значимую часть аудитории. Для расширения списка ищите разные словоформы, синонимы, используйте сленг, аббревиатуры, транслитерацию брендов. Попробуйте поисковые подсказки Google: в строку поиска введите ключевик, в выпадающем меню будут дополнительные слова и словосочетания. Для быстрого автоматического расширения СЯ есть специальные программы, о них расскажем в конце статьи. Ещё можно использовать базы ключевых фраз.
- Проанализируйте конкурентов из ТОПа выдачи. Это можно сделать с помощью тех же «пауков». Программа выдаст все заголовки с чужих ресурсов. Вы получите частотные маркеры, над которыми уже потрудились оптимизаторы на конкурирующих площадках. Посмотрите, что вы не учли в своём списке, и дополните собранную семантику новыми эффективными ключами.
Если работаете с крупным проектом, то сначала подберите маркеры для самых приоритетных категорий, т.к. охватить всё за один раз иногда практически невозможно. Так, при продвижении интернет-магазина можно ориентироваться на сезонный спрос. Но здесь важно учесть, что для SEO нужно время, поэтому работу с приоритетными категориями начинайте за 6 месяцев до начала повышения покупательского спроса.
После того как вы собрали маркеры и максимально расширили семантику, проверьте получившийся список. Удалите опечатки, символы, знаки препинания, дубли и другой «мусор».
Важно также исключить нерелевантные ключевые формулировки, например, в семантическом ядре для цветочного магазина, может оказаться ключ «духи с ароматом розы». Понятно, что по нему продвигаться неэффективно, т.к. подразумевается совсем другая потребность. Непопулярные микрочастотные выражения тоже нужно убрать. Они не дадут значимого объёма трафика и при этом отнимут краулинговый бюджет. Что считать низкой частотой, зависит от популярности ниши, но частота 1-5 в месяц, считается очень низкой для большинства направлений.
Все ключевики, которые вы нашли, необходимо распределить по страницам сайта. Для этого после сбора проводят кластеризацию семантического ядра, т.е. группируют фразы по смыслу. Один кластер должен соответствовать одной странице ресурса.
Самый простой способ кластеризовать СЯ – посмотреть, как распределены запросы у конкурентов из ТОПа выдачи. Например, возьмём два ключа «шахматы» и «купить шахматы». По первому Google выдаст сайты с онлайн-играми и информационными статьями, по второму – интернет-магазины. Получается, что у них разный интент, продвинуть их на одной странице не получится. Вообще, слова «купить», «заказать», «цена», «недорого», «с доставкой» указывают на коммерческий запрос, их нужно различать от других в первую очередь.
Для небольшого ядра кластеризацию можно сделать вручную, это обеспечит максимальную точность. Облегчить работу помогут инструменты Excel, OpenOffice, LibreOffice. Кластеризовать большое ядро лучше автоматически в специальных программах, но ручная доработка всё равно может потребоваться.
Семантическое ядро для Директа и Adwords собирают на основе семантики сайта, в соответствии с целями рекламной кампании. Как и при поисковом продвижении здесь также поможет анализ конкурентов, а именно парсинг ключей, по которым они показывают рекламу. В целом нужно подобрать самые значимые ключевые формулировки, а при раскрутке коммерческого проекта – высококонверсионные, т.е. такие, которые генерируют продажи.
Реклама в Google показывается по всем запросам, которые содержат ключевую фразу. С одной стороны, это позволяет максимально расширить аудиторию, но с другой – есть риск получить много нецелевых кликов и потратить часть бюджета впустую. Избежать этого помогут операторы соответствия (ОС) – специальные символы, которые конкретизируют запрос.
Рассмотрим основные операторы соответствия Google:
- + – объявление будет демонстрироваться на запросы, которые точно совпадают с ключом или его похожим вариантом (однокоренные слова, неправильное написание, ед. и мн. число и т.д.);
- « » – объявление будет демонстрироваться по точно совпадающим запросам, а также похожим вариантам с дополнительными словами;
- [ ] – если фраза берётся в квадратные скобки, то объявления будут показываться по запросам с таким же значением, что и ключевое слово.
Также можно ограничить показ объявлений по нерелевантным запросам. Для этого укажите в рекламной кампании минус-слова. Например, если продаёте только мужскую и женскую одежду, то запросы о детских вещах будут нецелевыми – «детский» нужно указать в качестве минус-слова. Настройка операторов и минус-слов позволит более точно показывать рекламу, экономить бюджет и привлекать больше целевого трафика.
В завершение статьи рассмотрим сервисы, которые помогут эффективно работать с СЯ:
- Google Keyword Planner Tool. Сервис от Google, схожий с Wordstat. Позволяет найти новые ключевики, анализировать собранную семантику. Но инструмент не сортирует статистику по типу устройства: запросы с мобильных девайсов и стационарных ПК смешиваются в одну кучу.
- KeywordTool. Собирает поисковые подсказки Google и представляет их в удобной форме. Можно указать минус-слова, настроить фильтр. За несколько секунд вы получите более 750 новых вариантов ключевой формулировки. Есть платная версия с расширенным функционалом.
- Majento. Бесплатная и простая программа для кластеризации в режиме онлайн. Но есть определённые лимиты: список должен содержать не более 250 ключей.
- «Группиратор». Хорош тем, что позволяет группировать ключевые слова для контекстной рекламы в Google.
- Serpstat. Ещё один платный сервис с огромным количеством опций. Стоимость начинается от 19$ в месяц. Полезен не только для расширения и кластеризации семантики, но и для сбора семантического ядра конкурентов, настройки контекстной рекламы. Есть полезные функции для проверки сайта, анализа ссылочной массы.
Все эти сервисы помогут правильно собрать СЯ. Вначале найдите маркеры, по максимуму расширьте список, затем удалите мусор и сгруппируйте фразы по смыслу. Для контекстной рекламы используйте конверсионные ключевики, конкретизируйте их с помощью операторов соответствия.
Это интересная, но довольно кропотливая работа, которую лучше доверить профессионалам. Заказать сбор семантического ядра можно в нашем интернет-агентстве EXPANS. Мы правильно подберём семантику для успешного продвижения сайта в поисковых системах.